10. Дают ли титулы собаки безусловное право на её разведение или для этого нужны ещё какие-то параметры?
Иванищева: Постараюсь несколько шире ответить на этот вопрос.
Вы задаете вопрос «о разведении». Тогда все ясно и понятно. Ведь разведением занимаются подготовленные к этому заводчики через свои питомники или клубы. А для них титулы зачастую не играют такой важной роли, как для владельца собаки. Подбирая пары, заводчик ставит перед собой определенные задачи, из которых главнейшая – улучшение поголовья. И кто, кроме заводчика, лучше знает, каков фенотип и зачастую генотип тех или иных линий его любимой породы, какие недостатки сложения необходимо убрать из разведения и какие положительные качества нужно закрепить. В этом смысл разведения. Титул не столь важен – важно сложение собаки и её происхождение. Хотя, естественно великолепно, если экстерьер собаки столь же хорош, как и её генотип. Тогда – это титулованная собака.
Теперь о праве владельца собаки на участие в племенной деятельности. Естественно, получив положительную оценку экстерьера, и, быть может, титул, собака получает право участия в племенной деятельности, но только в том случае, если заводчик сочтёт необходимым привлечь эту собаку к разведению.
Зачастую владельцы собак (молодые по стажу жизни в собаководстве) считают просто необходимым повязать свою собаку после получения ею положительной оценки с кем угодно и побыстрее. Это – не разведение, а размножение, с чем необходимо бороться серьёзно и всегда. Так как безграмотное соединение собак одной породы с целью получения щенков ничего, зачастую, кроме вреда, породе не приносит. Такие собаки потом становятся проблемой эксперта в ринге. А главное, страдают их владельцы, которые не понимают, почему их собака кому-то не очень нравится, ведь её родители такие титулованные.
Коротко отвечая на этот вопрос, повторюсь – если делом разведения занимается специалист – оно в надежных руках. И очень хотелось бы, чтобы слово «разведение» не заменялось рыночным словом «размножение».
Иванова: Нет, конечно. Титулы – это прекрасно, но в разведении ценность представляют те производители, которые обладают препотентной наследственностью и передают свои ценные качества. Опыт многих заводчиков самых разных стран и самых разных времен в самых разных породах показывает, что далеко не всегда победитель выставок является таким же хорошим производителем. Для рабочих пород всегда нужны дипломы по дрессировке, по тестированию поведения, в ряде пород требуются дополнительные заключения специалистов.
Рахманина: Разумеется нужны ещё данные для разведения и, в первую очередь, необходимость данных кровей для развития породы в конкретном регионе.
Терентьева: Выставочные оценки и титулы подтверждают качество экстерьера собаки, но для допуска в разведение этого недостаточно. Особенно это касается рабочих пород, для которых необходима ещё и оценка служебных качеств. Ещё одним важным условием является здоровье собаки. Для некоторых пород существуют требования к сертификации строения тазобедренных суставов, позвоночника, сердца, состояние глаз, анализы, подтверждающие отсутствие некоторых патологических состояний. В идеальном случае такая всесторонняя оценка для допуска в племенное разведение должна существовать для всех пород собак.
Белонина: Выставочные достижения, титулы и звания – это выставочная карьера собаки. Племенное же разведение – это отличное здоровое поголовье с хорошей психикой и экстерьером. Раньше это оценивалось степенью «племенного класса» производителя. Увы, сейчас многие путают эти два направления в собаководстве. Да, возможно, что Чемпион выставок окажется и отличным производителем, в таком случае – это эталон породистой собаки, а таких на практике – единицы. Лично от себя хочется обратиться к владельцам кобелей: если ваша собака и собрала на всевозможных выставках различные титулы, это не гарантирует вам племенное разведение вашего любимца. Кого и с кем вязать, решает единолично владелец племенного питомника или заводчик, руководствуясь собственным опытом и племенной ценностью производителя, а не его титулами.