Журнал "Коммерсантъ Weekend", №45 (3641), 25.11.2011
Терьер в овечьей шкуре
Ольга Волкова о бедлингтоне
Ну что это за слово такое — "бедлингтон"? Пока выговоришь, язык сломаешь, да и запомнить такое непросто. А все англичане, почти всем изобретенным ими породам традиционно дающие географическую привязку, чтоб каждому было ясно, откуда кто родом. Вот и бедлингтоны — ежу понятно, что они из места под названием Бедлингтон, славные жители которого в свое время и подарили миру собаку, как раз на собаку-то меньше всего похожую. Как им этого удалось? История происхождения породы туманна: судя по всему, в ее становлении поучаствовали гончие, борзые и миллион разных терьеров, в том числе и грозные бойцы, були. А результат этой вакханалии явился миру в 60-е годы XIX века, когда на первую в истории породы выставку явилась группа восхитительных собак, как две капли воды похожих на прелестных кротких барашков. Голубой, коричневый, песочный, иногда — с подпалом, с круглой шапочкой на голове, с изящно выгнутой спинкой, тонким хвостиком, печально повисшими полупрозрачными ушками, небольшими глазками и здоровущим носом — ну и чего нам ожидать от такого существа? Судя по виду этого агнца, он должен всю жизнь робко жаться к хозяйским коленкам, трепетать при виде наглого воробья и вообще при каждом удобном случае падать в обморок — уж больно хрупкой и нежной выглядит эта небольшая (килограммов 8-10) изысканная собачка. Однако не надо забывать: все терьеры — большие мастера прикидываться совсем не теми, кем они являются. А у бедлингтона способность вводить в заблуждение возведена в ранг искусства: наша бедная овечка на самом деле — ловкий, бесстрашный и азартный пес. Это сейчас он стал нежным компаньоном, а в недавнем прошлом его предки охотились (да и сейчас кое-где охотятся) на кроликов, лис, выдр и барсуков, побеждали на бегах, выступали в цирке и даже участвовали в собачьих боях. А еще они ловили крыс — и англичане до сих пор рассказывают, как во время ныне запрещенных соревнований собак-крысоловов иному бедлингтону ничего не стоило за 10 минут предъявить судьям до сотни пойманных грызунов. А еще про бедлингтонов рассказывают, будто бы они могут увернуться от посланной в упор пули и что трем собакам этой породы ничего не стоит удержать даже медведя, однако, видимо, все это не более чем сложенные поклонниками породы легенды. Ну и зачем придумывать всякие небылицы про собаку, полную вполне реальных достоинств?
Для нас бедлингтон-терьер — порода не новая: не так давно знающие люди торжественно отмечали 40-летие прибытия этих овечек в нашу страну. Но почему же до сих пор мы, словно библейские пастухи, не ходим по пояс в стадах бедлингтонов? Почему этих собак до сих пор на всю Москву не больше трех сотен? А все из-за предрассудков и заблуждений: каждый готов восхититься прелестным барашком, но все считают, что на поддержание его неземной красоты надо жизнь положить, что в корне неверно. Нет, совсем без ухода бедлингтон, конечно, не обойдется: два-три раза в неделю его надо чесать, а раз в пару месяцев — подстригать (бедлингтонов не тримингуют, а именно стригут, причем стрижка им по уставу положена лишь одна — та самая, "под овечку"). А если за этой собакой не ухаживать, то из очаровательного барашка она со временем превратится в настоящую запущенную колхозную овцу со свалявшейся в валенок длинной шерстью. Причем расчесать это уже не получится, придется собачку брить: тут-то и выяснится, что в своей обнаженной ипостаси бедлингтон очень похож на некрупную борзую, чем, видимо, и объясняются невероятная грация, ловкость и быстрота этого представителя терьерской семейки. Однако в отличие от многих борзых бедлингтон еще и очень маневренный — его не заносит, он не проскакивает мимо цели и обладает способностью вертикального взлета, то есть с места, без разбега и даже без видимой подготовки он способен взмыть вверх метра на полтора. Словом, добыче сбежать от такой собаки было непросто, поэтому охотничьи таланты бедлингтона очень высоко ценились среди охотников, причем не только глубоко порядочных, но и в среде браконьеров: преследуя добычу, этот терьер почти никогда не лает, что делает его идеальным соратником, в том числе и во всяких незаконных делишках. А вот сидя дома, он вполне готов подать голос, предупреждая хозяев о приближении чужих людей, хотя лаять с утра до ночи, сводя с ума окружающих, собаки этой породы обычно себе не позволяют.
Бедлингтоны вообще стараются никогда и ничем не затруднить своих людей. Веселые и неутомимые во время прогулки, дома эти деликатные собаки ведут себя самым скромным образом: они ни к кому не лезут, не требуют, чтобы вокруг них все плясали, они просто уходят в уголок и там тихо занимаются своими делами. Но, конечно, если его позвать, бедлингтон тут же явится, как какая-нибудь верная Сивка-Бурка: хозяева для этих собак — центр их вселенной, они даже на прогулке почти никогда не позволяют себе ускакать куда-то вдаль. Их человек всегда должен быть в зоне видимости, а то собаке как-то неспокойно.
И все же бедлингтон — настоящий терьер, и пусть вас не вводит в заблуждение его ангельски кроткая внешность. Чуть повредничать, испытывая людей на прочность,— ну как же без этого? "А что будет, если я тебя не послушаюсь? Станешь ли ты настаивать на своем? А если не станешь — не смогу ли я стать самым главным в доме?" — подобные мысли никогда не покидают хитрых и упрямых терьеров, и бедлингтон тут не исключение. С этими собаками надо уметь договариваться, причем ни в коем случае не скатываясь на вопли и прочие грубости. Невежливого обращения бедлингтоны не переваривают, их благородная натура требует уважительного к себе отношения. Словом, если на него рявкнуть — он ни за что не послушается, он не из тех собак, которые в ответ на хозяйские грубости только преданно таращат глаза и мчатся выполнять любую команду. А вот если закапризничавшего бедлингтона ласково, но настойчиво попросить все-таки выполнить указание, он все сделает в лучшем виде. Что же, терьеры никогда не считались самыми простыми собаками, и их терьерскую суть приходится учитывать, даже если вы имеете дело с такой крохой, как йорк. Зато водить бедлингтона на курсы дрессировки не надо, эта умница всему учится как бы сама собой, просто в процессе жизни.
Бедлингтон-терьер — собака человеческая. То есть он готов любить всех людей без исключения: он обожает детей, он ласков с незнакомцами, он доверяет чужакам, а уж если те его похвалят, то он немедленно начнет перед ними выставляться. Однако, покрутившись перед восхищенной публикой минуты две, он начнет нетерпеливо поглядывать на заболтавшегося хозяина. А если на него не обратить внимания, он может и лапкой потрогать — мол, хватит уже, пойдем, а то скучно на месте стоять! С кошками и прочими живущими в доме существами он неизменно приветлив, а вот все те же самые, но попавшиеся ему на улице, вполне могут рассматриваться бедлингтоном в качестве объекта охоты. Со встреченными на прогулке собаками бедлингтон готов немного поиграть, но только не слишком долго: все же он предпочитает компанию своих людей. Конфликты между бедлингтоном и прочими собаками случаются редко: обычно псы чувствуют его спокойную уверенность в себе и относятся к нашей овечке с уважением. Ну а если бедлингтона достать, он кинется в драку, невзирая на габариты и степень зубастости противника — собственно, у овечки у самой пасть длинная, и зубов в ней предостаточно. Но главное оружие малыша бедлингтона — это его ловкость: он умудряется не только изящно увернуться от противника, но даже иногда вскочить ему на холку и, вцепившись в нее зубами, скакать верхом на поверженном и униженном бывшем враге. Но так он поступит, только если его действительно довести, а вообще-то агрессивность этой породе не свойственна категорически.
А особенно им не свойственна агрессивность по отношению к людям. Однако этот ангел все же способен продемонстрировать родным хозяевам зубки, если те, например, собираются его стричь, делать ему укол или задумали еще какую гадость. Это не значит, что кроткий песик на самом деле намерен кусаться, просто он проверяет: а вдруг пронесет? Вдруг он огрызнется и от него отстанут со своими ножницами или шприцами? Ну а когда поймет, что нет, не отстанут,— смирится и позволит делать то, что нужно. Ну а если вы робко отступитесь, терьерский характер возьмет верх, и в будущем вам придется стричь вашу овечку исключительно под наркозом, а это вредно и вообще странно.
А еще бедлингтоны невероятно чистоплотны: во время прогулки они ни за что не наступят в грязь, что чрезвычайно облегчает хозяйскую жизнь. Они не пахнут, очень умеренно линяют, почти не болеют и живут долго, лет до 17-18. Словом, бедлингтон — это идеальная городская семейная собака, интеллигентная, забавная, любящая, умная, бесстрашная, хитрая и нежная. Желающих заполучить такое сокровище просим на сайт wwwsoloross.ru — там водятся чудесные маленькие барашки, и всего-то за полторы-две тысячи евро.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1820919